Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир

В этой статье я расскажу о русском кружеве –  немного истории о том, какие материалы использовали при плетении кружева, о технике и способах плетения кружева.

Кружево – это уникальное явление в народном творчестве.  Слово «кружево» имеет два разных употребления.

Фото девушки в наряде из кружева

В одних случаях кружево воспринимают в качестве различных отделок в виде каймы по низу одежды и рукавах, а в других, как ажурное изделие –  самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Существует много видов кружев и способов их плетения. В этой статье мы уделим внимание кружеву, сплетенному при помощи коклюшек.

Из истории кружева

Считается, что русское кружево появилось в XVII в. В то время использовали кружево, плетенное из золотных и серебряных ниток. Ценился больше сам материал – блестящая дорогая нить, а не работа мастериц. Признаком роскоши и богатства было  использование такого кружева в качестве отделки,  и применяли его для украшения парадной царской, церковной, боярской одежды, предметов светского и церковного обихода. Кружево плели также  и из тонкого золотного шнурка, который формировал рельефность изделия, придавал ему более пышный и праздничный вид.

Золотное кружево

В XVIII в. получило распространение нитяное кружево, его использовали в украшении мужского и женского костюма нового западноевропейского покроя, в оформлении интерьера. Появилось кружево  из шелковых и металлических нитей; из смешанных нитей кружево выглядело  изящнее и изысканнее за счет своей цветовой гаммы. Постепенно  золотную нить стали применять все реже, ее использовали как отдельную деталь узора.

Русское кружево 19 век

В конце XVIII – начале XIX вв. появились крепостные мануфактуры по производству кружев. Одним из наиболее популярных видов кружева в то время были блонды – кружево, плетенное из белого шелка; оно ценилось очень высоко.

Нитяное кружево во второй половине XVIII, особенно в XIX вв. применялось в быту горожан – мещан и купцов, а  крестьяне  украшали им свадебные простыни, полотенца, подзоры и одежду. В это время кружевоплетение становится промыслом.  Кружево выплетали из суровых или белых льняных, хлопчатобумажных ниток, редко применяли цветной шелк. Чтобы подчеркнуть узор, оттенить его на прозрачном фоне, применяли рельефную или цветную контурную нить – скань – или же обводили отдельные детали узора плотной нитью – белью.

Русское кружево 19-20 вв.

В России в  XIX в. насчитывалось 12 центров кружевоплетения, в каждом центре создавали свои, отличные от других рисунки.

В конце  XIX — начале  XX вв. особенно модными были готовые изделия из русского кружева: дамские пальто, платья, шарфы, предметы интерьера – накидки для подушек, покрывала, салфетки. В этих образцах сочетались разные приемы кружевоплетения. Иногда местные особенности утрачивались, а порой становились достоянием других кружевных центров. Мастерицы пользовались готовыми сколками, создававшимися под влиянием городской моды. Узор на них имел эклектический характер. Часто, чтобы ускорить процесс изготовления изделий, кружевницы использовали в плетении толстые нитки, делая кружево более толстым и редким.

Старинные кружева

Техника плетения кружева

Процесс плетения кружева происходит следующим образом. Выплетают кружево коклюшками (это деревянные палочки с «шейкой», на которую наматывается пряжа). Нити наматываются попарно, образуя основную единицу техники кружевоплетения – пару коклюшек. Плетение происходит путем перекладывания и перекрещивания коклюшек с нитями согласно рисунку. Сложность кружевного узора зависит от числа пар: иногда требуются сотни пар.

Подушка в виде валика, которая туго набита сеном, соломой или опилками, служит для закрепления рисунка или самого кружева по мере его изготовления. Для удобства работы подушку кладут на раздвижную подставку.

Подушка для вязания кружев коклюшками

Для закрепления работы на подушке используют булавки. Толщина булавок должна соответствовать толщине нити. Вокруг булавок закрепляются кромки. В XIX в. в деревнях, где кружева плели в основном из толстой домашней пряжи, вместо булавок использовали шипы различных растений, а сейчас – своеобразные заостренные деревянные «булавки».

Сколок – это технический рисунок кружева. Он наносится на плотную и достаточно эластичную бумагу в виде точек, которыми обозначены места, куда должны втыкаться булавки. В начале сколка узор прорисован. Далее плетение руководствуется одними точками, или наколами, как их еще называют. Тамбурный или вязальный крючок служит для сцепления деталей узора в одном из способов плетения – сцепном.

Старинное свадебное платье с кружевами

Способы плетения кружева

Их всего три: численный, многопарный и сцепной, но был разработан еще один – парносцепной.

Самый простой – численный способ, основан на счете нитей, выполняется без предварительного рисунка путем повторения движения коклюшек по памяти. Этот способ использует несколько пар коклюшек, фон и узор в нем выплетаются одновременно. Численное кружево изготовлялось повсеместно, но этот способ плетения  был практически утерян.

Многопарный способ плетения самый сложный. Этот способ применяет наибольшее число коклюшек, о чем свидетельствует само название. Иногда оно доходит до восьмисот пар! Это плетение производится постепенно, от кромки к кромке. Одновременно выполняют, строго следуя точкам сколка, фон и фигуры узора.

Вологодское кружево

Сцепное кружево выполняется тоже по сколку, но коклюшек при плетении используется меньше, чем в многопарном – от шести до десяти пар. Основным узором служит непрерывная полоса – полотнянка, имеющая вид ленты или тесьмы. Полотнянка своими изгибами рисует основные формы орнамента. На поворотах она сцепляется с помощью вязального крючка особым приемом, называемым сцеп. Отсюда и название кружева. Небольшие расстояния в узоре между полотнянками заполнены мелкими связками – сцепами, большие – фоновой решеткой из шнурочков-плетешков.

Основные элементы плетения

Их всего четыре: плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Из них может быть составлен любой кружевной узор. Используются они порознь, соединяются вместе или вводятся частично. Фактура изделия зависит от преобладания того или иного элемента.

Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Петлями плетешка окаймляют зубцы, им заполняют в виде розетки серединки цветочных мотивов.

Полотнянка напоминает полотняное переплетение нитей, поэтому ее так и называют. Полотнянка может служить самостоятельным скромным узором или сопровождать крупные, ей образуют главные части кружевного узора.

Коклюшки и схема плетения

Сетка представляет собой сквозное плетение с косым направлением нитей.

Насновка – это маленький, плотно сплетенный овал с заостренными концами.

Обогащает плетение скань. Это прием введения в полотнянку более толстой или цветной нити, часто из другого материала, используется для придания рисунку четкости или для усиления рельефа.

Фоном кружевного узора служит решетка. Решетки бывают плетешковые, плетешковые с насновками, решетки в перевив и другие.

Плетется кружево из самых различных материалов: льняной, шелковой, хлопчатобумажной пряжи, пряденого и волоченого металла, бити (площеной проволоки) и даже соломы.

Настоящее ручное кружево ценится всегда и ко многому обязывает художника-модельера, который его использует.

 А напоследок посмотрите видео, как плетутся кружева при помощи коклюшек.

 

По материалам журнала ЛЕНА Рукоделие № 7/2002 г

 

 

 

Русское кружево на коклюшкахadminИдеи для рукоделиярукоделие,творчествоВ этой статье я расскажу о русском кружеве –  немного истории о том, какие материалы использовали при плетении кружева, о технике и способах плетения кружева. Кружево – это уникальное явление в народном творчестве.  Слово «кружево» имеет два разных употребления. В одних случаях кружево воспринимают в качестве различных отделок в виде каймы...Интернет-журнал для счастливых женщин